Р У Б Р И К И

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
КУЛЬТУРА
НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ
ОБРАЗОВАНИЕ
ПОЛИТИКА
ЭКОНОМИКА
ЭМИГРАЦИЯ
ОБО ВСЕМ
ТУРИЗМ И ОТДЫХ

КУЛЬТУРА

[ 26.01.2007 ]

Великий человек-загадка

Его имя навсегда останется в анналах мирового кинематографа, наряду с Тарковским и Феллини. Именно эти имена по глубине и величине таланта... и самобытности можно поставить в один ряд с именем Сергея Параджанова


Всё, что создал Мастер, начиная с 1964 года – фильмы и сценарии, рисунки и коллажи, – не просто талантливо, а гениально, хотя до сих пор жизнь и творчество этого великого художника известны лишь небольшому посвященному кругу лиц. 9 января ему исполнилось бы 83 года. Для искусства и творчества это не дата…


…Меня с Параджановым познакомил троюродный брат на концерте в тбилисском оперном театре. Это был март 1985 года, когда на экраны кинотеатров Тбилиси вышла его 'Легенда о Сурамской крепости', а в знаменитой – тогда еще черной – бороде режиссера только начинали пробиваться серебристые дорожки.


Как писал поэт: 'Лицом к лицу лица не увидать' - так и многие в то время как-то отстраненно понимали величие Мастера. То есть жили рядом с ним, как с близким соседом, перебрасываясь при встрече незначительными фразами (как в случае с моими родственниками), не всегда понимая, какого рода талант существует рядом с ними. Я тоже не стала исключением, ибо в момент моего с ним знакомства наслышана была о Параджанове лишь как о создателе нашумевшего в свое время фильма 'Тени забытых предков', который моё поколение уже не могло видеть на широком экране, впрочем, как и подавляющая часть страны. В свои 24 года я лишь смутно осознавала, что соприкоснулась с чем-то бОльшим, нежели просто талант.


Пара незначительных вежливых фраз, всего несколько минут общения, но и сегодня я хорошо помню его – одетого во всё темное, с очень живыми искрящимися глазами, белыми нитками дорожек в черной бороде и необыкновенно сильным магнетизмом, исходящим от всей его фигуры.


Сейчас модно говорить о культурном наследии. Мы пытаемся возродить национальные традиции, но не всегда успешно. А сорок лет назад Параджанов, никому не известный тбилисский армянин, на киностудии им. Довженко создал фантастический фильм 'Тени забытых предков', полностью выстроенный на украинском фольклоре. Эта лента – яркая и необычная по тем временам (как, впрочем, и сейчас), по-настоящему проникнута обычаями и традициями национальной украинской культуры.


Когда 'Тени…' вывезли за рубеж (там их назвали 'Огненные кони'), то за два года показа в 21 стране они собрали 28 призов (рекорд Гиннесса). Параджанова признал 'своим' весь кинематографический мир: Феллини и Антониони, Годар и Куросава. Однако сам Мастер стал невыездным, получив обвинение в 'украинском национализме' (!!!).


'Киевские фрески', которые Параджанов стал снимать по собственному сценарию, вскоре запретили, и киевская страница в творчестве Параджанова закрылась навсегда. Отныне с этим городом Мастера связывали только жена и сын.


Следующей творческой и жизненной вехой Сергея Параджанова стало создание на студии 'Арменфильм' ленты о средневековом армянском поэте Саят-Нова, в прокате получившей название 'Цвет граната'. В 1968 году картина была завершена и лишь в 1973 году выпущена в прокат. И то только после того, как её перемонтировал Юткевич.


Фильм увидело чуть больше миллиона зрителей, потому что было мало копий. Считалось, что картина сложна для восприятия (как, впрочем, и все работы Параджанова). Хотя каким образом можно приобщить народ к культуре, не давая возможности ему эту культуру познавать?! Сам автор о своих фильмах говорил так: 'Я знаю, что моя режиссура охотно растворяется в живописи, и в этом, наверное, ее первая слабость и первая сила. В своей практике я чаще обращаюсь к живописному решению, но не литературному'.


В конце 1973 года Параджанова арестовали и предъявили ему обвинения сразу по нескольким статьям. Изолировав Мастера от общества и творчества, государственная машина решила сломить Параджанова, но, как известно, талантливые люди талантливы во всем. Даже 'на зоне' он творил - придумывал коллажи, называя их 'спрессованными фильмами'.


Он создавал красоту из ничего. Крыло бабочки и осколки стекла, полотняные мешки из-под сахара и фантики от конфет, птичьи перья и лепестки цветов в его талантливых руках превращались в живые образы, заряжаясь от Мастера магнетической силой. В его работах все фантастично и одновременно достоверно. А самые обычные предметы в его руках превращались в шедевры. Эти необыкновенные работы до сих пор не имеют аналогов в мировом изобразительном искусстве.


15 лет великий режиссёр, кочуя из тюрьмы в тюрьму, не имел возможности снимать картины. И только в 1984 после отсидки в родной Грузии он смог создать очередной шедевр – 'Легенду о Сурамской крепости'. 1985 год в творчестве Параджанова отмечен международными призами за этот фильм.


За последние четыре года жизни Сергей Параджанов успевает снять документальный фильм 'Арабески на темы Пиросмани', очень нашумевшую картину 'Ашик-Кериб' (по одноименной поэме М. Лермонтова), названную газетой 'Монд' 'лучшей витриной перестройки', и начинает съемки автобиографического фильма 'Исповедь'…


Этот фильм Параджанов посвятил Тбилиси - городу своего детства. Несколько кадров его двора у подножия Мтацминды (Святой горы). Больше ничего снять не успел. Он умер в 1990-м году, в самый разгар грузинской 'демократии', пережив первые независимые выборы президента и людей в камуфляже рядом с бронетранспортерами на улочках своего любимого города.


Сергея Параджанова похоронили в Ереване, где он прожил совсем немного. Там же открыт его музей. Но Мастер так же далек от нас, как и прежде. Сегодня мы чрезвычайно редко имеем возможность знакомиться с его творчеством. Или мы до сих пор не поняли, что значит для мирового искусства имя Параджанова? Он, как одинокая и очень самобытная планета, прочертил свой незабываемый путь на небосклоне искусства XX века, хотя до сих пор остаётся для нас человеком-загадкой.

Подготовлено по материалам сайта "from-ua.com"


страницы: 1


Статьи по теме:
  • Кому достанется Оскар
  • На экраны выходит последний фильм про Рокки
  • Великий старец и подвижник веры
  • Итальянцы вернули Данте лицо






  • Главная | Новости | Форумы | Германия | Чехия | Греция Туризм Top100