Р У Б Р И К И

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
КУЛЬТУРА
НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ
ОБРАЗОВАНИЕ
ПОЛИТИКА
ЭКОНОМИКА
ЭМИГРАЦИЯ
ОБО ВСЕМ
ТУРИЗМ И ОТДЫХ

ПОЛИТИКА

[ 17.10.2004 ]

Скандал 'Нефть в обмен на продовольствие'

Программа ООН 'Нефть в обмен на продовольствие' была создана для того, чтобы международные санкции, введенные против режима Саддама Хусейна, не нанесли ущерба населению Ирака. 'Нефть в обмен на продовольствие' всегда считалась малоэффективной, причем среди критиков был и Хусейн, и чиновники ООН. Реализация этой программы привела к одному из самых громких скандалов в 60-летней истории Организации Объединенных Наций


14 апреля 1995 года резолюцией Совета Безопасности ООН N 986 была введена в действие программа ООН 'Нефть в обмен на продовольствие' в качестве временной меры по обеспечению возможности продажи иракской нефти для получения средств, необходимых для удовлетворения насущных потребностей иракского народа. Потребовалось восемнадцать месяцев, чтобы Ирак договорился с Советом Безопасности о реализации этой программы. Экспорт нефти начался лишь в декабре 1996 года, а первые поставки продовольствия, закупаемого в рамках этой программы, были осуществлены только в марте 1997 года - спустя почти два года после принятия резолюции N 986.


С марта 1997 года программа 'Нефть в обмен на продовольствие' функционировала следующим образом: Поступления от экспорта иракской нефти зачислялись на открытый счет ООН. Комитет ООН по санкциям против Ирака в составе всех пятнадцати членов Совета Безопасности рассматривал почти все предполагаемые закупки Ирака, за исключением продуктов питания и некоторых материалов для медицины, здравоохранения и сельского хозяйства. Единственной целью этого было воспрепятствовать получению Ираком товаров, которые могли бы использоваться в военных целях для перевооружения. При рассмотрении предполагаемых закупок члены комитета ссылались на утвержденные международные контрольные списки товаров, имеющих отношение к ядерному, химическому и биологическому оружию, программам создания баллистических ракет и обычным вооружениям.


Со временем Ираку разрешали экспортировать все больше нефти, расширялся и список разрешенных к ввозу в Ирак товаров. С 1999 года экспорт нефти осуществлялся в неограниченных объемах. С 2002 года программа 'Нефть в обмен на продовольствие' была слегка видоизменена. В частности, был отменен контроль ООН за экспортом в Ирак товаров сугубо гражданского применения. Все контракты на экспорт товаров в Ирак в рамках программы 'Нефть в обмен на продовольствие' заранее считаются одобренными, если они не содержат товаров из 'контрольного списка' (содержал оружие и материалы, необходимые для создания оружия массового уничтожения и т.д.). К 2003 году, когда действие программы было приостановлено из-за того, что режим Хусейна перестал существовать, на международном рынке Ирак продал нефти более, чем на $63 млрд. По данным ООН, благодаря этой программе иракские дети стали лучше питаться, а многие школы и больницы были отремонтированы и оснащены современным оборудованием.


Однако результаты действия программы были не стол блестящи, как предполагалось. В 1988 году, до вторжения Ирака в Кувейт и начала войны в Персидском заливе (1990), валовый внутренний продукт на душу населения в Ираке составлял чуть более $3.5 тыс., в 1998 году - только $1 тыс. Иракцы стали значительно хуже питаться: в 1988 году среднестатистический ежедневный рацион составлял 3 120 килокалорий, в 1998 - чуть более 2 000 килокалорий. В 1988 году 90% иракцев могли использовать чистую воду, после войны ею был обеспечен только каждый второй горожанин и каждый третий сельский житель. Резко возросла смертность с 50 на 100 тыс. человек в 1988 году до 117 в 1998. Еще более драматично увеличилась детская смертность. Несмотря на высокие мировые цены на нефть, положение населения Ирака практически не улучшилось. При этом, в северном Ираке, где программы гуманитарной помощи контролировали чиновники ООН, уровень детской смертности был ниже, чем был до войны в Персидском заливе. В южном и центральном Ираке, где программа 'Нефть в обмен на продовольствие' реализовывалась правительством Хусейна, уровень смертности удвоился.


Одной из причин этого, были действия режима Саддама Хусейна. По данным Генерального Контрольного Управления США\General Accounting Office, в Ираке были обнаружены тысячи документов, которые доказывали, что Саддам и его ближайшее окружение перекачали около $11 млрд. на свои частные банковские счета. Саддам Хусейн использовал ряд простых методов - он, например, организовал нелегальную продажу нефти через Сирию, Иорданию и Турцию. В рамках программы Ирак закупал продовольствие, которое не поступало голодным, а немедленно реэкспортировалось.


Считается, что причиной подобного положения стало несовершенство системы международного эмбарго. Ирак мог сам выбирать компании, которым было разрешено приобретать иракскую нефть, и компании, которые поставляли в Ирак разрешенные ООН товары. Вести бизнес с Саддамом Хусейном было крайне выгодно, поскольку он реализовывал иракскую нефть по ценам, которые были значительно ниже рыночных, что давало возможность компаниям-партнерам выгодно перепродавать ее. Обнаружены документы, которые показывают, что эти компании возвращали лично Хусейну до 10% от прибыли, полученной за счет операций с иракской нефтью. В то же время, компании, которые поставляли в Ирак продовольствие и медикаменты, реализовывали их по завышенным ценам, также делясь с Хусейном своими доходами.


Информация, что программа 'Нефть в обмен на продовольствие' действует неэффективно, стала поступать еще в 2000 году. По словам Питера Ван Вальсума\Peter Van Walsum, голландского дипломата, который в 1999-2000 годы отвечал за санкции в отношении Ирака, сотрудники ООН считали, что происходящее является большим позором для крупнейшей международной организации, однако никто ничего не хотел предпринимать, чтобы изменить ситуацию. Даже в феврале 2004 года, официальная позиция ООН заключалась в том, что эта организация узнала о проблемах с программой 'Нефть в обмен на продовольствие' только после того, как ее действие было прекращено. Однако опрошенные газетой The New York Times бывшие дипломаты и служащие ООН, которые занимались этой программой, утверждают, что информация о взятках саддамовскому режиму в течение многих лет была 'секретом Полишинеля'.


Сегодня не известен ответ на вопрос - до какой степени чиновники Организации Объединенных Наций были информированы о реальном положении вещей и получали ли они бенефиты от Саддама и связанных с ним компаний. Сенат США\US Senate и Палата Представителей\US House of Representatives независимо друг от друга начали собственные расследования. Этим также занимается временное правительство Ирака. В результате сильного политического давления, в апреле 2004 года Кофи Аннан принял решение о проведении внутренней проверки. Совет Безопасности ООН принял резолюцию, в которой призвал все государства помогать этому расследованию. Ныне считается, что для того, чтобы провести полный аудит ООН потребуется, по крайней мере, $30 млн. и один год работы.


Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан поддержал своих подчиненных, заявив, что ответственность за надзор за правильным выполнением программы полностью лежала на Совете Безопасности ООН. Однако критики утверждают, что сбой системы произошел в структуре Секретариата ООН, подчиненного лично Аннану. В 1998 году ООН поручила швейцарской компании Cotecna мониторинг доставки продовольствия и медикаментов в Ирак. Тогда одним из работников компании был сын генерального секретаря ООН - Коджо Аннан. Кроме того, считается, что Бенон Севан\Benon Sevan, помощник генерального секретаря ООН, также замешан в скандале.


В январе 2004 года иракская газета 'Аль Мада' опубликовала документ из архива Министерства Нефти саддамовского Ирака, в который были внесены данные о 270 деловых партнерах Саддама Хусейна из более чем 50 стран мира. В их числе были члены правящих династий, религиозные лидеры, политические партии из России, Египта, Иордании, Сирии, Объединенных Арабских Эмиратов, Турции, Китая, Судана, Австрии, Франции и т.д. В том числе - Русская Православная Церковь, Коммунистическая Партия России, Либерально-Демократическая Партия России, Партия Индийский Национальный Конгресс, Организация Освобождения Палестины, бывший министр внутренних дел Франции, бывший посол Франции в ООН, президент Индонезии, член парламента Великобритании, сын президента Ливана, и т. д. В списке присутствовало также имя Бенона Севана.


Согласно этому документу, Севану было предоставлено 14.2 млн. баррелей нефти. Косвенно вину Севана доказывает отчет, подготовленный американской комиссией, которая исследовала иракские программы по созданию оружия массового уничтожения (Iraq Survey Group). В отчете указывается, что Севан получил примерно 7 млн. баррелей нефти. Сам помощник Госсекретаря ООН категорически отвергает эти обвинения.

Подготовлено по материалам сайта "washprofile.org"


страницы: 1


Статьи по теме:
  • Правила комнаты смеха и дипломатия
  • Личностные особенности предопределяют политику
  • Куда же придет Европа?






  • Главная | Новости | Форумы | Германия | Чехия | Греция Туризм Top100